Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является минимальной мозговой дисфункцией. Это клинический синдром, проявляющийся импульсивностью, чрезмерной двигательной активностью, нарушением концентрации внимания.
Существует 3 типа диагноза СДВГ: в одном из них преобладает гиперактивность, во втором присутствует лишь дефицит внимания, третий тип объединяет оба показателя.
Дети, страдающие синдромом СДВГ, не способны длительное время удерживать внимание на чем-либо, они рассеянны, забывчивы, часто теряют свои вещи, не воспринимают с первого раза указания и просьбы взрослых, им тяжело соблюдать распорядок дня.
Гиперактивность у детей дошкольного и школьного возраста
Первые признаки синдрома гиперактивности начинаются проявляться с грудничкового возраста в виде следующих симптомов:
- частые движения руками и ногами;
- хаотичность движений;
- задержка развития речи;
- неуклюжесть;
- расторможенность,
- бесконтрольность в поведении;
- неусидчивость;
- невнимательность;
- невозможность удерживать внимание на предмете;
- частая смена настроения;
- постоянная торопливость;
- трудность в общении и налаживании контактов со сверстниками;
- отсутствие страха.
Обучение в школе ребенка с СДВГ становится для него тяжелым бременем. В силу своей физиологии ученик не может спокойно сидеть на месте, на уроке отвлекается сам и мешает другим, не может концентрировать свое внимание, его мало интересуют школьные предметы, во время урока он может ходить по классу или отпрашивается под видом "выйти в туалет", а сам гуляет по школьным просторам.
Диагностика заболевания
Основным диагностическим методом для ребенка-дошкольника с целью выявления СДВГ является наблюдение за его поведением в привычной для него среде: в группе детсада, на прогулке, при общении с друзьями, воспитателями, родителями.
Для постановки диагноза СДВГ производится оценка внимания, активности, мышления и прочих процессов, для чего у детей старше 6 лет применяется оценочная поведенческая шкала. Проблемой должен заниматься детский психиатр. Особый акцент делается на жалобы родителей, учителей и анамнез ребенка. При оценке модели поведения врачу необходимо знать мнение школьного психолога, внутрисемейную обстановку. У ребенка на протяжении полугода должны проявляться минимум 6 симптомов из нижеперечисленных:
- ошибается по невнимательности;
- не слушает и не слышит собеседника;
- избегает задач, требующих умственных усилий;
- теряет личные вещи;
- отвлекается на любые шумы;
- беспокойно играет; перебивает разговаривающих с ним;
- слишком много говорит; ерзает и раскачивается на стуле;
- встает тогда, когда это запрещено;
- устраивает истерику в ответ на справедливое замечание;
- хочет быть первым во всем;
- совершает бездумные поступки;
- не может дождаться своей очереди.
Рекомендации для родителей:
- В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
- Избегайте повторения слов "нет" и "нельзя".
- Говорите сдержанно, спокойно, мягко. (Окрики возбуждают ребенка.)
- Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
- Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
- Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.
- Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
- Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
- Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис, но не борьба или бокс, т.к. эти виды спорта травматичны ).
- Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицита внимания гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Лечение и необходимый комплекс мер для коррекции.
Не стоит ожидать полного избавления от синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Но существует множество средств и методов, способных снизить тяжелую симптоматику.
Лечение СДВГ включает в себя:
- медикаментозное лечение,
- диету,
- психотерапию,
- коррекцию поведения и прочие методы.
Материал подготовила Гоничева И.В.
педагог-психолог МАУ ДО "ЦДТ"