Ни для кого не секрет, что в психологии широко рассматриваются четыре основных стиля родительского воспитания: авторитарный, демократический он же влиятельный, либеральный – потакающий, попустительский он же безразличный. Четыре разных стиля воспитания отличаются друг от друга масштабами заботы и контроля, которые родители направляют на ребенка.
Авторитарный стиль воспитания предполагает главенствование родителей, которые занимают заведомо главенствующую позицию, самостоятельно принимая решения за ребенка. Родители "знают" не только, как будет лучше их чаду, но и требовательно, неуступчиво и категорично навязывают своим детям собственные правила. Некоторая доля авторитарности дает понимание поставленных границ, дисциплинирует, позволяя понять, что есть хорошо, а что – плохо. А вот перебор с авторитарностью воспитывает пассивную личность и свидетельствует о наличии проблем у родителей.
Демократический стиль воспитания предполагает принятие решений путем диалога и взаимодействия. В этом случае родители понимают, насколько они важны в процессе взросления детей, при этом оставляя за ними право на саморазвитие. Такой стиль воспитания свидетельствует о том, что родители открыты для саморазвития. А это, безусловно, важно, особенно если учитывать непостоянство жизни и ее изменчивость.
Либеральный стиль предполагает, что родители высоко ценят право ребенка на свободу, прощая ему шалости и различные проступки, легко общаясь с отпрыском. Но те, кто придерживаются данного стиля воспитания, легко могут упустить допустимые границы уровня свободы, с которой ребенок в силу возраста может не справиться.
Попустительский стиль не предполагает воспитания вообще. Дети растут сами по себе и связь между ними и родителями отсутствует.
Самым конструктивным признан демократический стиль воспитания. Остальные же в различной степени могут чем-то дополнять его в зависимости от сложившейся ситуации и обстоятельств. Главное, чтобы родители осознано выбирали конкретный стиль воспитания, руководствуясь поставленной целью. При этом эта цель должна ставиться в соответствии с общими целями, которых придерживаются родители в воспитании ребенка, а именно его развития как самостоятельной, целостной, гармоничной, самодостаточной личности.
Очень часто родители используют так называемую Японскую систему воспитания. Однако, не все понимают ее суть и возможности. Часто слышу от родителей: "Я ВСЕ позволяю делать своему ребенку. Пусть развивается". Хочется все-таки разобраться, что это такое "Японская система воспитания и развития детей в обществе"? Предлагаю окунуться в историю вопроса.
Традиционно в Японии принято рассматривать Три ступени японского воспитания. Традиционное воспитание в стране восходящего солнца делит возраст ребёнка на три фазы:
- возраст от 0 до 5, в этот период японский ребёнок считается "императором";
- возраст от 5 до 15, эти десять лет ребёнок считается "рабом";
- и возраст после 15 лет, когда детей называют "равными".
Следует сразу предупредить, что такая методика воспитания работает идеально только в самой Японии, так как там её принципам следуют во всей стране, от мегаполисов до провинций. В среде, где существуют другие традиции, эти методики нуждаются, по меньшей мере, в корректировке и адаптации к местным реалиям.
"Император". Первая фаза характеризуется тем, что ребёнку ничего не запрещается. От родителей он слышит, в крайнем случае, только предостережения — "это грязно", "это плохо" или "это опасно". Всю вину за ушибы и падения ребёнка мать всегда берёт на себя и обязательно просит у малыша прощения, если вдруг он обжёгся или упал. Когда ребёнок начинает ходить, мама следует за ним по пятам буквально на расстоянии вытянутой руки. Папы же появляются в этот период жизни малышей только во время выходных прогулок. В хорошую погоду японцы гуляют в парках, а в плохую идут в торговые центры и супермаркеты, где организованы площадки для детских игр. Родители-японцы не повышают на своих детей до голоса, никогда не читают им нотации, не говоря уже о телесных наказаниях. Воспитательные методы тут совершенно иные. К примеру, широко распространёна такая методика воспитания, который можно назвать "угрозой отчуждения" — для маленьких (да и больших тоже) японцев самое страшное моральное наказание — это отлучение от дома, от семьи, от клана. А также противопоставление нежелательных действий ребёнка принципам коллектива. И этой действительно страшно для детей — оказаться отчуждённым от других. Японское общество состоит из групп, а не из индивидуумов. Достаточно сказать японскому ребёнку: "Если ты будешь так себя вести, все будут над тобой смеяться", и он серьёзно задумается над своим поведением. Одиночество очень тяжело переживается японцами, которые не мыслят свою жизнь вне групп, вне коллектива. В Японии нет общественного порицания — здесь взрослые никогда не сделают замечания ребёнку и его матери на улице, даже если этот ребёнок ведёт себя, мягко говоря, невоспитанно. Для многих японских детей отсутствие осуждения и наказания — повод ставить свои капризы и прихоти превыше всего. До 5 лет здесь полно маленьких диктаторов, считающих своих мам и бабушек прислугой. Даже если он сделает что-то дурное, единственное, что услышит, это смех и слова о том, что это "нехорошо" или "опасно".
"Раб". Этот период более продолжительный, чем первый. С пяти лет ситуация кардинально меняется, и воспитание японских детей ведётся в строжайшей дисциплине. В этом возрасте жестко регламентировано не только поведение ребёнка, но и его внешний вид. Японская школа — это место, где дети ведут себя сдержанно, ходят в строгой форме и почтительно относятся к учителям. Главные принципы, которые прививают детям в этом возрасте, это принципы равенства всех членов социума без учёта их происхождения и финансового положения семьи. "Не выделяйся, будь, как все" — вот основной жизненный принцип японского школьника.
"Равный". В этом возрасте к молодому члену общества уже относятся, как к взрослому, способному нести ответственность за себя, свою семью и государство в целом. К этому времени молодой японец должен чётко знать и соблюдать все принятые в обществе правила. В учебных заведениях он должен следовать традициям и нормам, но зато в свободное время может вести себя, как ему заблагорассудится — носить какую угодно одежду, следовать западной моде или, наоборот, позиционировать себя как хранителя самурайских традиций и закалять тело и дух.
И это действует ВЕЗДЕ и ПОВСЮДУ. Данная система установлена на уровне Государства. Чувствуете разницу?
А теперь представьте, если вы в России выбираете данную систему, а по- нашему – это похоже на попустительский стиль воспитания. Так, до пяти лет ребенку ничего не запрещают, его считают королем или королевой. А потом, по правилам, должна наступать фаза "Раба", которая длиться до 15 лет. Может ли подросток, которому все позволялось стать "рабом" в наших условиях? Могут ли наши родители начать держать своих детей в строжайшей дисциплине? Да и воспитание в школе не предполагает такой строгости и подчинения, как в Японии. А теперь подумайте: хотите ли, чтобы ваш ребенок был успешным и адаптированным в обществе? Или вы хотите "устраниться" от воспитания, "прикрыться" так называемой "Японской системой воспитания"? А что же потом? Эгоцентризм и социальная дезадаптация вашего ребенка. Напряжение и стрессовая ситуация в семье.
Конечно, ничего кардинально нового мы с вами не открыли, ведь вы наверное, много раз слышали и читали про это в разных источниках. Но, наверное, стоит остановиться и задуматься: "Какого стиля родительского воспитания придерживаюсь Я? Какую дорогу я готовлю для своего ребенка?"
Материал подготовила Гоничева И.В.
педагог-психолог МАУ ДО "ЦДТ"