Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 

Психологические особенности ребенка дошкольного возраста

 

Психологические особенности ребенка дошкольного возраста

Для каждого родителя его ребенок – это уникальная личность со своими особенностями, характером, темпераментом. Чаще всего малыши радуют вас своими успехами и достижениями, но иногда, вам кажется, что ваш ребенок "не как все" или "совершает какие-то не такие поступки". Чтобы развеять  сомнения и успокоить родителей, хочется рассказать о  некоторых психологических особенностях, которые присущи  многим детям дошкольного возраста.


Малыши от года до 3 трех лет осваивают речь и наглядно-действенное мышление, результатом чего является понимание предназначения предметов и способов их использования. Малыши копируют действия взрослого, изучают названия предметов. А способом познания  окружающего мира является  метод проб и ошибок. Вот почему дети этого возраста очень любят разбирать игрушки. Важнейшей способностью, формируется до трех лет, является способность ребенка ставить в играх и поведении.


В 3-4 года происходит развитие самосознания и выделение образа "Я", формируется индивидуальность ребенка, которую он отстаивает. Наверняка, в этом возрасте вы не однократно слышали фразу "я сам", с помощью которой ребенок учится влиять на окружающих и добиваться своего.


Агрессия, негативизм, упрямство, протест, своеволие – все это закономерные признаки кризиса трех лет. Порой родителей пугают такие реакции ребенка и они пытаются надавить на малыша, но вместо этого получают еще большую агрессивность, или, наоборот, пассивность и замкнутость. Внутренний мир ребенка наполняется противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, ребенок любит родных, но он сердится на них из-за ограничений его свободы.  


Активно развиваются воображение и эмоциональная сфера. Ребенок уже умеет гордиться своими успехами и критически оценивать результаты своего труда, у него формируется целеполагание.

 

Для ребенка 4-5 лет свойственно быстрое расширение словарного запаса, расширение кругозора. Главным вопросом для ребенка четырех лет становится вопрос "почему". Ему становится интересно играть вместе со сверстниками. Он становится  эмоционально устойчив и вынослив. Продолжает активно развиваться фантазирование.


Следует обратить внимание на то, что в возрасте четырех-пяти лет недостатки в воспитании ребенка способствуют негативным проявлениям, которые постепенно могут укорениться и остаться устойчивыми отрицательными чертами характера.

 

А вот в 5-6 лет формируется представление об  Я-реальном и Я-идеальном. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается стремление к признанию, которое отображается в стремлении получить одобрение и похвалу, доказать свою значимость. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и защитить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим ошибкам, перекладывать свою вину на других, и даже лгать.


Как видим, в возрасте от 1 до 6-ти лет ребенок проходит множество важных моментов своего формирования. У него закладываются базовые психические процессы: мышление, речь, внимание, память, воображение. Он учится проявлять себя в социуме . И к 7-ми годам ребенка вполне можно назвать личностью, способной не только к обучению и созданию продуктов труда (рисунков, сказок, игр), а и к постановке собственных целей и жизненных приоритетов.

 

Советы для родителей, которые хотят сохранить эмоциональную связь со своим ребенком
  • Разнообразьте деятельность ребенка. Для ребенка полезно пробовать свои силы в разнообразных занятиях, так он расширяет кругозор и определяет то, что будет ему по душе. Малыши очень любят наблюдать за тем, что делают взрослые, а со  временем стремятся помочь. Ловите эти чудесные моменты и давайте ребенку возможность проявить себя. Так вы сформируете инициативность и творчество.
  • Не покупайте малышу слишком много игрушек. Пускай у малыша всегда будут природные материалы: веточки, камешки, шишки. Во-первых, они более экологичны, во-вторых, прекрасно развивают воображение, в в-третьих, они вообще бесплатны. Наличие множества ярких игрушек только рассеивает внимание ребенка и формирует зависимость от новых покупок.
  • Чаще берите кроху на руки. Общение, физическое соприкосновение влияет не только на интеллект малыша, но и формирует отзывчивого, восприимчивого человека. Когда малыш подрастет, чаще обнимайте его, гладьте по голове – так в выразите свою поддержку и любовь.
  • Постоянно общайтесь с ребенком. Пока малыш не умеет разговаривать, просто рассказывайте ему, все, что вы делаете в данный момент. Отвечайте на вопросы, а в более старшем возрасте,  предлагайте поразмышлять и самому ответить, как он считает.
  • Больше двигайтесь. Пешая ходьба стимулирует мыслительный процесс и является отличным упражнением для интеллекта. К тому же, у ребенка потребность в движении гораздо большая, чем у взрослого.
  • Обеспечьте ребенку свое место: своя комната, своя кроватка. Это формирует ощущение безопасности, а со временем – ответственности и бережливого отношения к своим вещам.
В дошкольном возрасте важно, чтобы ребенок научился:
  • Понимать и называть свои эмоции, состояния и потребности - то есть, уметь не только осознавать, но и называть происходящее в его внутреннем мире. Это формируется только с помощью взрослого, который, пока ребенок еще не умеет говорить, озвучивает все ее действия и окружающие предметы, терпеливо отвечает на вопросы.
  • Чувствовать свое тело. Здесь в помощи станут подвижные игры, манипуляции с предметами, пребывание на природе, игры с животными. И просто объятия.
  • Решать элементарные ситуации общения: поделить игрушку, подружиться с другим ребенком, отвечать на вопросы взрослого.
  • Играть. Существуют определенные этапы развития игры: сенсорные игры, моторные игры, социальные игры, сюжетные игры. Важна последовательность и прохождения каждого из них. Играя, ребенок развивается и учится. Поэтому дошкольнику  необходимо дать свободу выражения, но очертить границы с помощью нравственного воспитания.
  • Представлять и фантазировать: придумывать сказки, фантазировать в играх - это и есть активность правого образной полушария. На основе этого формируются творческие способности, умение решать проблемные ситуации не только в обучение, а в межличностном общения.

Помочь сохранить эмоциональную связь со своим ребенком помогут совместные занятия разными видами творчества в Центре детского творчества!


 

Материал подготовила
педагог-психолог МАОУ ДОД "ЦДТ"
Гоничева И.В.

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"